Зачем нужен цинк в моторном масле?

Вы, вероятно, слышали о добавлении цинка в моторное масло и в особенности о том, как недостаточное содержание цинка может привести к поломке распределительного вала.

Какая связь между цинком и распределительным валом? Распределительный вал играет ключевую роль в двигателе автомобиля. Его кулачки при вращении управляют открытием клапанов цилиндров. Детали двигателя, на которые нажимают кулачки, называются «толкателями». Они скользят или катятся вдоль поверхности кулачка. При высоких скоростях вращения нарастает давление между кулачками и толкателями. Повышение давления ведет к выдавливанию масла из обеих деталей, что вызывает необходимость в применении противоизносных присадок. И вот здесь настает черед цинка.

Какие функции выполняет цинк в моторном масле? Забавно, но то, что мы обычно называем «цинком», на самом деле представляет собой диалкил дитиофосфат цинка (ZDDP), но, естественно, название «цинк» гораздо удобнее применять. Противоизносные присадки на основе этого соединения взаимодействуют с металлическими поверхностями двигателя, создавая защитный слой, который позволяет деталям выдерживать перегрузки.

Есть ли недостатки использования цинка в моторном масле? Небольшие объемы моторного масла могут попадать в камеру сгорания. При этом полезный цинк превращается в пепел, который затем попадает в выпускную систему. Оседая внутри каталитического нейтрализатора, он способен снижать эффективность его работы. Очевидно, этот факт не радует автопроизводителей, заверяющих, что их двигатели способны работать долгие годы в течение многих тысяч километров пробега. Именно поэтому производителей моторных масел попросили снизить концентрацию цинка в своих продуктах.

цинк в моторном масле

Как изменился состав моторного масла? Поставщики горюче-смазочных материалов отреагировали на эти просьбы, уменьшив концентрацию присадок ZDDP в масле. К счастью, ее вполне достаточно для большинства современных двигателей. Если вы не имеете дело с отремонтированным двигателем, при восстановлении которого использовались неоригинальные запасные части, или со старым агрегатом, использующим архаичную конструкцию со штангами толкателей, то вам следует всегда придерживаться рекомендаций руководства по эксплуатации в части типа моторного масла.

Так какое же масло следует применять? После краткого изложения темы наличия цинка в моторном масле вас, вероятно, интересует вопрос о том, какое же моторное масло лучше всего подходит для вашего автомобиля. За многие годы горюче-смазочные сильно эволюционировали, и современные синтетические моторные масла обеспечивают высокий уровень защиты от износа вне зависимости от концентрации ZDDP. Кроме того, синтетические моторные масла обладают лучшими характеристиками по сравнению с минеральными. Для вас это может означать обеспечение показателей топливной экономичности и мощности. Также двигатель будет легче запускаться в холодную погоду. Вдобавок использование синтетического моторного масла позволит лучше защитить двигатель в межсервисный интервал.